Задам провокационный вопрос: как вы считаете, какая из изученных нами позиций является самой важной — «ДРУГОЙ», «НАБЛЮДАТЕЛЬ» или «Я»?
Каждый человек ответит по-своему. Почему? в большинстве случаев одна из этих позиций в нашем мышлении не развита, и в силу этого именно она даст новый взгляд на ситуацию и покажется человеку очень важной.
Но важны все три позиции. Именно владение ими в комплексе дает полное восприятие происходящего.
На этот счет мы уже приводили различные примеры из сферы личных взаимоотношений. Те же самые принципы действуют и в сфере деловых взаимоотношений.
Например, в бизнесе вы не сможете грамотно вести переговоры, если не будете с одной стороны хорошо понимать свои собственные цели (позиция «Я»), а с другой стороны осознавать интересы вашего партнера (позиция «Другой»).
В любых переговорах могут возникнуть те или иные сложные эпизоды, скажем, когда на вас оказывают эмоциональное давление. В этом случае вам может пригодиться позиция «Наблюдатель». Она позволяет отстраняться от чувств и тем самым дает возможность объективно оценить ситуацию.
Или, допустим, вас ожидает какой-то непростой разговор. Может быть, вы устраиваетесь на работу или обсуждаете с потенциальным инвестором возможности какого-то проекта. Готовясь к этому, вы можете поставить себя на место данного человека и задуматься над тем, какие цели в данной ситуации у него могут быть. Одновременно осознайте собственные ценности. Если вы не понимаете, какие потребности хотите реализовать на предполагаемой работе, то всегда будете подыгрывать чьим-то интересам в ущерб своим собственным.
Интересно, что различные черты характера, мешающие эффективному общению, связаны именно с неразвитостью той или иной позиции в мышлении человека. Это достаточно очевидное обстоятельство.
Например, если у человека позиция «Я» преобладает надо всеми другими, и он все время думает лишь о своих желаниях, не замечая желаний и чувств других людей, то какие особенности характера будут проявляться в его поведении, как вам кажется? Да, он будет эгоистичен.
Если в мышлении человека преобладает позиция «ДРУГОЙ», то как он будет вести себя с другими людьми?
У такого человека заниженная самооценка. В общении с людьми он все время думает о том, как другие воспринимают его слова и поступки. Желания и чувства других он ставит выше. В результате страдает от собственной нереализованности.
Если в мышлении человека преобладает позиция «НАБЛЮДАТЕЛЬ», он на все будет смотреть со стороны. Вы знаете людей, которые почти не проявляют эмоций, что бы вокруг не происходило? Что бы вы им не говорили, их выражение лица не меняется. Для них вообще сложно проявлять свои чувства.
Позиция «НАБЛЮДАТЕЛЬ» отрывает нас от чувств. Этим она может быть хороша в одних ситуациях, но этим же своим качеством может мешать в других.
Все должно быть к месту. Каждая из данных позиций хороша в определенных ситуациях. Поэтому нужно развить у себя их все.
Работая с приведенными методиками, мы можем сделать один очень важный вывод: ЧЕРТЫ НАШЕГО ХАРАКТЕРА ВО МНОГОМ ЗАВИСЯТ ОТ МОДЕЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ.
Что это означает? УЧАСЬ ДРУГИМ МОДЕЛЯМ МЫШЛЕНИЯ, МЫ МОЖЕМ РАЗВИТЬ У СЕБЯ ТАКЖЕ И ДРУГИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА. Такую удивительную возможность дает нам грамотная психологическая практика.
Изменение личности может происходить достаточно быстро. Это становится возможным благодаря тому, что в современной психологии есть подробное знание о тонких механизмах нашего ума. Благодаря этому знанию мы можем быстро понять причины тех или иных личностных проблем человека и помочь ему преодолеть их.
Годами человек может страдать от какого-то своего недостатка. Но иногда достаточно одного небольшого сеанса, чтобы человек раз и навсегда избавился от своей проблемы. 1Iудо? Нет. Это хорошо разработанное и систематизированное психологическое знание. Причем, важная деталь: этим знанием могут воспользоваться не только профессионалы.
Один человек рассказывал мне, что всю жизнь он не мог выбирать себе вещи. Как только он приходил в магазин, тут же множество сомнений начинало роиться в его голове: «Какую вещь выбрать — эту или ту? Эта вроде бы хороша тем-то, но у той есть вот такое преимущество...» Дело обычно заканчивалось тем, что он переходил из магазина в магазин и в итоге откладывал покупку на другой раз.
Изучив методику «Позиции в общении», он понял, в чем дело. В детстве родители не давали ему возможности самому выбирать себе вещи. Когда он что-то просил, они убеждали его, что ему нужно что-то другое. Ему покупали хорошие, дорогие вещи, но при этом он никогда не выбирал ИХ сам.
К чему это привело? У него сформировался внутренний конфликт между позициями «Я» и «ДРУГОЙ». Всякий раз, когда он приходил в магазин, у него внутри спонтанно проявлялся этот конфликт, и он часами не мог сделать выбор.
Изучение методики дало ему ясное понимание, что с ним происходило. Он понял, что подсознательно оценивал возможную покупку глазами других людей и поэтому никак не мог согласовать ее со своими личными потребностями.
В детстве родители не создали условий, в которых он мог бы освоить навык позиции «Я», и это приводило его к бесконечным сомнениям. Анализируя свою ситуацию, он понял, что во многих случаях не может принять какого-либо решения именно в силу неразвитости позиции «Я».
Осознав это, он стал четко формулировать свои потребности, что помогло ему не только решить проблему с покупкой вещей, но также приобрести большую организованность во всех остальных сферах своей жизни.