Теперь, дорогой читатель, я хочу обсудить с тобой один очень важный момент, касающийся общей идеологии описываемого подхода в работе с психологическими проблемами.
Мы обсуждали с тобой, что очень важно принимать свои внутренние потребности, а не отвергать их. И кто-то может сказать: «Так это же философия Зигмунда Фрейда! делай то, что тебе хочется, иначе станешь невротиком!»
Не совсем так. Существует принципиальная разница. Фрейд говорит о том, что нужно удовлетворять имеющееся у вас желание. Именно в связи с этим его труды стали теоретическим обоснованием культуры так называемой сексуальной свободы.
Но я говорил о том, что за каждым желанием находится какая-то существенная потребность личности. Желание может быть всего лишь внешней формой этой потребности. Через него она выражает себя.
Поэтому важно не отвергать желание, а стараться его понять, то есть понять глубинную личностную потребность, которая формирует данное желание.
Можно отвергнуть какое-то конкретное желание, но нельзя отвергать потребность личности, которая проявляет себя через данное желание!
Личность подобна ростку. Она развивается, проявляя различные потребности на разных этапах своего роста. Пренебрегать этими потребностями — значит препятствовать полноценному раскрытию личности.
Можем ли мы пренебречь своей потребностью в пище, сне? Что будет с нами, если мы будем отвергать эти свои желания? Потребность в пище и сне — это потребности нашего физического тела. Но у нас есть и тонкое психическое тело, у которого есть свои потребности.
К сожалению, современная медицина практически ничего не знает об этом. Однако тонкое тело выполняет очень важную роль в нашей жизни. Эмоции, мысли, желания являются проявлением именно тонкого тела. Сможете ли вы полноценно существовать, если не будете проявлять эмоции, мысли, желания?
Если мы хотим ощущать себя полноценной личностью, то должны уважать потребности своего тонкого тела. Оно требует различных впечатлений. Оно нуждается в том, чтобы получать зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные впечатления. Эти впечатления — его пища. Не получая ее, оно не может нормально функционировать.
Как удовлетворить эти потребности? Самыми разными способами. Красивая, со вкусом подобранная одежда или красивый интерьер дома удовлетворяет потребность в зрительной информации. Приятная музыка дает питание слуховому нерву. Приятный ветерок, который обдувает ваше тело, и вода, омывающая его, когда вы купаетесь в реке, стимулируют осязательные нервы. Вкусная пища содержит в себе различные вкусовые ощущения, а приятный запах дезодоранта и благовоний радует обоняние.
В тонком теле помимо органов чувств существует еще тонкая структура ума и разума. Им тоже нужно свое питание. Они должны решать какие-то задачи, что-то запоминать. Наша деятельность в рамках своей профессии или какое-то увлечение, хобби (изучение иностранного языка, работа с компьютером, чтение книг и др.) могут вполне удовлетворить эти потребности.
Личность состоит из желаний. Такова ее природа. Если наша внутренняя установка говорит, что желания не так важны, что ими можно пренебречь, то через некоторое время мы можем просто потерять самих себя. Личность высохнет, исчезнет. Вкус жизни пропадет, и на его месте окажутся эмоции отчужденности и холодности.
К сожалению, я замечал такие проявления у некоторых людей, которые искренне пытались заниматься духовной практикой. Вместо раскрытия своего сердца, к которому они стремились, они получали черствость и равнодушие. Это было итогом неправильного понимания своей личностной природы.
Фрейд предлагал человеку просто удовлетворять свои желания. Он считал, что если желания не будут удовлетворены, они станут навязчивыми. В самом общем случае так оно и есть. С той лишь существенной оговоркой, что это относится не ко всем желаниям, а только к глубинным личностным потребностям.
Навязчивые состояния возникают тогда, когда не получают удовлетворения какие-то сущностные личностные потребности. Разнообразные психологические проблемы, которые мы таскаем с собой всю жизнь, являются проявлением разных нереализованных потребностей. Мы приводили уже эти примеры выше.
Таким образом, я хочу, читатель, еще раз подчеркнуть, что чрезвычайно важно удовлетворять наши сущностные потребности, иначе они будут формировать внутри нас психологический дискомфорт. Наш выбор состоит не в том, чтобы принять или не принять свое желание, а в том, чтобы разобраться, находится ли за ним какая-то личностная потребность.
В некоторых случаях мы обнаружим, что за некоторыми желаниями никаких глубоких личностных потребностей нет. Это внешние, поверхностные желания. Они просто продуцируются умом. Их у нас великое множество: съесть что-нибудь, посмотреть телевизор, полежать и т.п. Если мы будем стремиться удовлетворять подобные желания, то просто потеряемся во всем этом. Такого рода желаниями можно и нужно пренебрегать. Работать надо с теми желаниями, через которые выражают себя некие сущностные потребности личности.
Знаменитый индийский философ конца 19— начала 20 века Бхактивинод Тхакур, опираясь на материал древних трактатов по йоге, писал, что у личности есть четыре уровня потребностей:
1) физический уровень. На этом уровне заявляют себя потребности нашего физического тела, такие как сон, еда, безопасность, продолжение рода;
2) умственно-эмоциональный уровень. На этом уровне личность проявляет свою потребность в эмоциях и в мыслительной деятельности;
3) социальный уровень. На этом уровне проявляет себя потребность строить отношения и добиваться какого-то признания в социуме;
4) духовный уровень. На нем проявляет себя самая глубокая личностная потребность — потребность в том, чтобы любить Бога и общаться с Ним.
Ко всем этим потребностям нужно относиться очень внимательно. Пренебрежение ими разрушает целостность личности и может привести к серьезным проблемам.
Итак, это особое искусство — правильно реагировать на свои внутренние желания. С одной стороны, МЫ должны их уважать, понимая, что через них могут проявлять себя какие-то наши глубинные потребности, а с другой стороны, не должны к ним слишком привязываться.
в «Бхагавад-гите», одном из самых древних философских трактатов, говорится: «Привязанность и антипатия являются камнями преткновения на пути к самореализации» («Бхагавад-гита». 3.34). Эта цитата из древнего санскритского трактата раскрывает метод правильного отношения к своим желаниям. В ней говорится, что одинаково плохо как привязываться к удовлетворению своих желаний, так и иметь антипатию по отношению к ним.
«Что-то совсем непонятное», — скажете вы. Да нет. Все достаточно просто и очевидно. Смысловым контекстом здесь является представление о том, что свои личностные потребности нужно удовлетворять, но при этом не быть зависимым от них, иначе говоря, не быть привязанным к ним.
«Но как это сделать?» — спросите вы. А что тут непонятного? Если вы хотите есть, то просто едите и после этого продолжаете заниматься своими делами, не думая о том, что через какое-то время опять захотите есть.
Вы вполне можете сместить время своего обеда, если случилось так, что в данный момент должны заниматься другими делами. То есть вы отвергаете свое желание поесть прямо сейчас, но при этом уважаете потребность своего организма в получении пищи и чуть позже удовлетворите ее.
Или, например, если вы едете в машине, то в какой-то момент может замигать индикатор, показывающий, что бензин в баке скоро закончится. В этой ситуации вы будете стремиться заправить свою машину. Нет же такого, что вы очень сильно привязываетесь к «желанию» вашей машины заправиться и начинаете с маниакальной навязчивостью думать о том, как его удовлетворить, забывая при этом обо всем другом. И вы также не испытываете ненависть к своей машине за то, что она требует себе бензина.
С одной стороны вы уважаете «потребности машины», но при этом выбираете удобную для вас форму, как их удовлетворить. Именно так возникает ощущение свободы. Вы можете при этом ехать на машине дальше, делая какие-то свои дела по ходу, но одновременно планируете, где именно вы сможете заправиться. Таким образом, получается, что вы принимаете потребности машины, но при этом не отождествляете себя с ними. У вас нет ни привязанности, ни антипатии, как говорит «Бхагавад-гита».
Искусство непривязанности, которому учат самые разные духовные традиции, состоит именно в подобном отношении. Людям иногда очень трудно это понять, поскольку они приросли к своим чувствам. И, к сожалению, определенную роль в этом сыграли люди из нашего окружения, которые в резкой форме когда-то отвергли какие-то наши личностные потребности. Нереализованные, они до сих пор сигнализируют о себе разными негативными эмоциями.
Что делать в этом случае? Одна из возможностей состоит в том, чтобы заново прожить все эти скомканные эмоции и так освободиться от них. Методика «Свободное дыхание», которую мы описывали, может помочь в этом случае. Долгое время практикуя этот метод и обучая ему других людей, я обнаружил, как быстро (за 1—2 сеанса) могут уходить эмоциональные проблемы, которые беспокоили нас многие годы.
В методике дыхания очень важно сознание наблюдателя. Вы дышите, позволяя таким образом раскрыться вашим негативным чувствам, но при этом не сожалеете и не проклинаете того, кто был их причиной, а просто наблюдаете их. В этом случае вы полностью принимаете свои чувства, но при этом не привязываетесь к ним.
Очень хорошим дополнением к описанной технике дыхания является одновременная работа с телом. Делается это следующим образом.
Когда начнете дышать, то подключите к проживанию эмоции свое тело. То есть буквально начните выражать негативные эмоции через тело. Пусть его поза полностью соответствует проживаемой эмоции. Сожмите кулаки, напрягите плечи, живот, иными словами, сделайте все, чтобы в полной мере выразить свою эмоцию. И продолжайте дышать.
По мере того, как эмоция будет меняться, пусть меняется и напряжение в вашем теле. Подключайте к этой работе какие-то другие мышцы, а какие-то расслабляйте. То есть все время в процессе дыхания активно выражайте свои эмоции через напряжения в физическом теле.
Опыт показывает, что часто через 30—40 минут подобной активной работы уходят очень глубокие психологические проблемы.